Телефон горячей линии 8 800 3500089
11.01.2018
227
Зачем аудит малому бизнесу?
В чем особенности проведения аудита для малого и среднего бизнеса?
Так сложилось, что у большинства владельцев небольших бизнесов сформировано искаженное понимание сущности аудита. Как отметил один из моих клиентов: «для нашего белорусского «местечкового» бизнеса, где уровень доходности невысокий, аудит — это лишние траты на «бумажку», которую не знают куда приложить». Отчасти это так, ведь у МСБ нет потребности проводить традиционный обязательный или инициативный аудит. Кроме того, эта услуга в полном объеме для небольшого бизнеса весьма дорогая. Тем не менее, вопросов с ведением бухгалтерии, учетом, проверками и налогообложением у предпринимателей много. В этом случае аудиторская компания решает эти проблемы клиента, находя решение для каждой ситуации, причем цена этих решений существенно ниже, чем проведение стандартного аудита. 

Помощь на старте

Много вопросов у руководителей МСБ возникает на этапе создания бизнеса, ведь в малый бизнес идут, как правило, непрофессионалы. У будущих бизнесменов зачастую нет руководящего опыта и финансового или бухгалтерского образования, зато есть уникальная бизнес-идея, которую хочется воплотить в жизнь. Чем в этом случае аудитор может помочь начинающему бизнесмену? 

Аудитор имеет четкое представление о структуре построения бизнеса в целом и конкретных видов деятельности в особенности, поэтому вместе с начинающим предпринимателем он может составить бизнес-план или предварительный финансовый план доходов и расходов. В зависимости от специфики деятельности аудитор помогает выбрать систему налогообложения, поскольку платить налоги надо разумно. Кроме того, подскажет, как в соответствии с законодательством документально оформлять бизнес-процессы в компании и в каком порядке, поможет разработать их форму, научит заполнять бланки ТТН и ТН, делать платежи в банк, расскажет, как оформить наемных работников. При необходимости аудитор проконсультирует, как организовать экспортный бизнес, расскажет об особенностях налогообложения и работе с иностранными партнерами. 

Неизвестная бухгалтерия

Одна из самых наболевших проблем, с которой сталкиваются владельцы МСБ, связана с работой бухгалтерии. 

Проблема директора: контрагенты и партнеры постоянно жалуются на работу вашего главного бухгалтера. При этом причины этих претензий вам не понятны. 

Решение: консультация либо обучение директора: помощь в организации контроля за работой главного бухгалтера (бухгалтерии), в организации отчетности и взаимодействии директор–бухгалтер, в составлении должностных инструкций для бу­хгалтеров. 

Проблема директора: 20 числа главбух говорит о необходимости оперативной оплаты крупных сумм налогов. По вашим подсчетам платежи должны быть гораздо меньше. 

Решение: консультирование директора по минимизации налогообложения в рамках законодательства с анализом бухбазы либо без анализа бухбазы. 

Проблема директора: главный бухгалтер находится на испытательном сроке. Вам необходимо оценить качество работы, чтобы понимать, стоит ли с ним продлевать контракт. 

Решение: выборочная проверка для выявления типичных нарушений, характерных для вашей отрасли, что позволяет дать объективную оценку профессиональному уровню нового главного бухгалтера. 

Проблема директора: главный бухгалтер уволился, на его место решили поставить второго бухгалтера, которому на первых порах нужны помощь и контроль. 

Решение: при недостатке опыта у главбуха можно вместе с ним «закрыть месяц» и посчитать налоги, объяснить ошибки и помочь их исправить. 

Конечно, это не все проблемы, с которыми сталкиваются владельцы бизнеса, и не все решения, которые можно предложить. Главное понять, что нет безвыходных ситуаций, способы решения найдутся всегда. 

Главное — личное доверие

Есть категория состоявшихся бизнесменов, которые работают на рынке уже давно и успешно, при этом очень часто обращаются за помощью к аудиторам. Полагаю, они давно уже поняли, что каждый должен заниматься своим делом, и не теряют времени и денег зря. 

Нередко таким руководителям нужна оперативная информация для принятия решения с профессиональной оценкой. 

В этом случае аудитор выступает в роли консультанта, дает оценку ситуации, определяет зоны риска, прогнозирует налоговую нагрузку. 

Иногда собственник просит оценить качество работы наемного персонала — директора и главного бухгалтера. В этой ситуации проводится аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия за период работы наемного работника, организовывается и документируется передача дел от старого руководителя к новому, проходит инвентаризация имущества, пересчитываются налоги, проводится аттестация бухгалтерского персонала. 

Стоит отметить, что в МСБ клиенты очень требовательные: они должны знать своего аудитора лично, доверять ему и иметь возможность проконсультироваться практически в любое время суток и оперативно получить ответ. Такие условия работы заставляют аудиторскую компанию: во-первых, искать индивидуальный подход к каждому клиенту: выявлять его потребности и оптимальные варианты решения проблемы. Во-вторых, использовать в работе программу лояльности — постоянные клиенты обслуживаются с большими преференциями. В-третьих, представлять услуги в комплексе, например, вместе с аудитом крупные клиенты могут получать консультационное обслуживание и посещение семинаров. 

Индивидуальный подход

Особенностью последних лет стало увеличение количества заказов с нестандартными заданиями. Например, разработка для компании порядка внутреннего документооборота, постановка задач для автоматизации программного обеспечения для ведения бухгалтерского учета, разработка системы оплаты труда, привлечение аудиторов как консультантов при составлении внешнеэкономических контрактов с точки зрения налогообложения и др. Такие задания сугубо индивидуальны и требуют высокого уровня квалификации аудиторов. 

В нынешнем году особым спросом у аудиторских компаний пользуется экспресс-аудит. Он позволяет за короткий период времени при сравнительно недорогой стоимости провести тестирование системы бухгалтерского и налогового учета предприятия и выявить проблемные участки, установить системность нарушения, оперативно устранить и внести уточнения в налоговую отчетность. 

Для бухгалтеров традиционно работает «Горячая линия» — консультации по телефону. Очень часто главные бухгалтеры звонят узнать не то, какими документами регламентирована та или иная ситуация, а чтобы посоветоваться, принять решение, найти точки риска, оценить возможные последствия. 

Источник: http://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp/zachem_audit_malomu_biznesu/

Возврат к списку

Отзывы и предложения